(Великодворский Петр Васильевич; 29 июня 1808, слобода Зимогорский Ям (ныне с. Зимогорье) Валдайского у. Новгородской губ.- 5 мая 1854, Белокриницкий Покровский муж. мон-рь, Австрийская империя (ныне в Черновицкой обл., Украина), инок, деятель согласия старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию (см. также Русская православная старообрядческая церковь (РПСЦ)), писатель. Род. в семье писаря волостного правления, был старшим из 5 сыновей. Рано обучился грамоте, с детства проявлял склонность к чтению книг духовного содержания и к иноческой жизни. В 12 лет сделал попытку уйти в старообрядческие мон-ри в Стародубье, был задержан отцом. Смерть отца в 1825 г. и уничтожение пожаром семейного дома вынудили Петра снова отложить свое намерение принять монашество. В 1828 г. юноша должен был по жребию отправиться на воинскую службу, но с помощью жителей Зимогорского Яма, собравших значительную сумму денег, П. Великодворский выставил вместо себя др. человека, вскоре занял должность волостного писаря. Ок. 1830 г. с 2 знакомыми старообрядцами Петр отправился на поиски клада, до этого неделю вместе с семьей он провел в посте и молитве перед иконой свт. Николы. Поиски были неудачными. По признанию П., на праздник свт. Николы 6 дек. ему во сне явился святитель, к-рый, указав на омофор, сказал: «Зри на мя и виждь, якоже аз есмь, тако все есть». Сновидение было истолковано применительно к поискам клада, к-рые тем не менее оказались безуспешными. Тогда Великодворский пришел к мысли о том, что слова святителя нужно толковать иначе. Он решил исполнить давнее желание и посвятить себя иноческой жизни, для чего отправился в старообрядческий Лаврентьев мон-рь в Стародубье. Здесь состоялось его знакомство с видными старообрядческими деятелями, тогда иноками, буд. епископами Аркадием (Шапошниковым) и Онуфрием (Парусовым), буд. архимандритом Белокриницкого мон-ря (см. в ст. Белая Криница) Геронтием (Колпаковым) и др.
После собора 1832 г. на Рогожском кладбище, где было принято решение об учреждении за границей старообрядческой архиерейской кафедры, Великодворский принял предложение с.-петербургского купца-старообрядца С. Г. Громова (см. в ст. Громовское кладбище) отправиться на поиски епископа, к-рый согласился бы присоединиться к старообрядцам. Отныне видение свт. Николы воспринималось Великодворским как благословение на поиски иного «клада» - архиерея. Первая поездка была намечена в Персию и Армению. 1 марта 1836 г. Великодворский был пострижен в иночество с именем Павел, евангельским отцом при пострижении стал его спутник инок Геронтий (Колпаков), постриг совершил священноинок (иеромонах) Епифаний из стародубского Покровского мон-ря. Добравшись до Таганрога, путешественники морем доплыли до берегов Мингрелии, но в г. Кутаис (ныне Кутаиси, Грузия) были арестованы и отправлены в Тифлис (ныне Тбилиси, Грузия), где ок. 3 месяцев просидели в тюрьме, затем были этапированы к месту постоянного жительства. В Новочеркасске в янв. 1837 г. Геронтий и П. расстались: одного отправили в Бессарабию, другого - в Новгород. Весной 1839 г. П. прибыл к Геронтию в Серковский мон-рь (ныне с. Сыркова Резинского р-на, Молдавия) и иноки возобновили начатые поиски. Им удалось перейти границу с Австрией, достичь Белокриницкого мон-ря, получить австр. паспорта.
В 1841 г. по требованию австр. властей П. написал Белокриницкий устав. Документ был необходим для обретения мон-рем полноценного юридического статуса и для получения разрешения на учреждение в нем архиерейской кафедры. Устав определял внутренний распорядок монастырской жизни, обязанности братии, в нем были изложены нек-рые вероучительные положения, оговаривались условия, на к-рых мон-рь мог содержать архиерея. В июле 1843 г. в Вене П. и Алимпий (Милорадов) были представлены австр. имп. Фердинанду I. В сент. 1844 г. монарх подписал декрет, позволявший белокриницким инокам привезти из-за границы «архипастыря или епископа, с тем что он может преподавать находящимся в Белой Кринице липованским инокам высшее посвящение и имеет еще поставить себе преемника, который также должен будет поставлять священников, равно как избрать и посвятить преемника себе» (цит. по: Субботин. 1895. Вып. 1. С. 166). Однако в уставе, предназначавшемся для подачи в органы власти Австрийской империи, нек-рые не вполне четко изложенные положения могли быть истолкованы по-разному, что послужило основанием для обвинения автора текста в ереси. Ситуация получила широкий резонанс. В 1863 г. на Освященном соборе в Москве сомнительные выражения устава были признаны «яко не бывшими». Позицию собора изложил письмоводитель старообрядческого Московского архиеп. Антония (Шутова) А. В. Швецов (см. Арсений (Швецов) в письме М. В. Никулину): «К сожалению, писатель оного Устава по несовершенству ума человеческого употребил некоторые изречения в таковом виде, что если оные отдельно взять, то можно будет двусмысленно толковать оные. Эти-то места теперь и гнут в противную сторону пристрастные обвинители невинности нашего святоцерковного исповедания» (Во время оно. М., 2005. Вып. 2. С. 6-7). Впосл. Арсений (Швецов), полемизируя с Павлом Прусским, стоявшим тогда на позициях беспоповцев, написал и гектографическим способом издал цикл сочинений «Рассуждение о богословии Белокриницкого устава» (Арсений (Швецов), еп. Собр. соч. М.; Ржев, 2008. Т. 1. С. 51-94). (Оригинал устава хранится в ГИМ, в 2005 книга экспонировалась в ГИМ на выставке «Тайна старой веры: К 100-летию именного Высочайшего указа «Об укреплении начал веротерпимости» 17 апреля 1905 г.».)
Для обсуждения вопросов, связанных с учреждением старообрядческой архиерейской кафедры, П. дважды приезжал в Россию. В нач. 1842 г. вместе с Алимпием (Милорадовым) он побывал в Москве, где прошло совещание в т. ч. по вопросу о чине приема в старообрядчество архиерея. В дек. 1844 г. П. и Геронтий совершили поездку в Москву, где заручились поддержкой купцов Рахмановых, и в С.-Петербург. Иноки получили значительные суммы денег для строительства в Белокриницком мон-ре новых корпусов, ремонта существующих зданий, в частности, церкви, где мог бы служить буд. епископ, и для др. нужд.
В 1845 г. оказалось безуспешным очередное путешествие П. и Алимпия по Славонии, Далмации и Черногории. В апреле, к Пасхе, они вернулись в Белую Криницу. Летом того же года они посетили Мануйловку (совр. Маноля) и Яссы (ныне Румыния). После очередной неудачи решено было отправиться в Ливан, но сначала посетить К-поль. 19 сент. 1845 г. иноки прибыли в Славский мон-рь в Добрудже (ныне Румыния), были приняты в сел. Сарикёй атаманом И. С. Гончаровым и заручились его поддержкой, познакомились с участником польск. восстания 1830 г. М. С. Чайковским. Затем П. и Алимпий отправились в Сирию, посетили Ливан и, проведя 20 дней в Иерусалиме, 12 дек. 1845 г. через Аравийскую пуст. отправились в Египет. В янв. 1846 г. они были в Каире, 15 февр. вернулись в К-поль. Здесь при посредничестве Чайковского и переводчика К. Огняновича они вступили в переговоры с Амвросием (Паппа-Георгополи), бывш. митр. Босно-Сараевским, пребывавшим в это время без кафедры. Переговоры завершились успехом: митрополит дал согласие, и 28 (29) окт. 1846 г. в Белокриницком мон-ре состоялось его присоединение к старообрядчеству. Чтобы не быть обвиненными в том, что все усилия по поискам архиерея были ими предприняты для получения впосл. хиротонии, П. и Алимпий отказались от возведения в сан и оставались до конца жизни иноками.
Присоединение митр. Амвросия к старообрядчеству дало новый импульс развитию полемики с беспоповцами. Ее темами стали вопросы о присоединении от «еретиков», о наличии или отсутствии благодати в «еретических сообществах». Еще в К-поле, после того как от митр. Амвросия было получено согласие переехать в Белую Криницу, П. написал «Краткое соображение, или Сличение, о разных религиях, то есть верах, за ереси осужденных, однако тех только, от которых действуемые тайны, крещение и хиротония, по правилам святых Соборов, в православную Церковь к принятию есть достойны». Др. сочинение, посвященное обсуждению вопроса, каким чином следует принимать митр. Амвросия, было написано П. непосредственно перед присоединением последнего - «Соборное деяние Белокриницкого староверческого монастыря, состоящего в Буковине Австрийской державы, о чиноприятии желающего вступить в нашу древле-греко-российскую православную церковь греческого господина митрополита Амвросия, 27 октября 7354». В февр. 1850 г. от имени Белокриницкого митр. Кирила (Тимофеева) П. написал «Окружную грамоту к благоговейным пресвитерам и ко всем нашим православным христианам, во обществах в Буковине живущим, к возвещению и подтверждению истины, во отвращение же беззаконий беспоповцев». Примерно в это время П. познакомился со взглядами беспоповского инока Павла Прусского, жившего в Войновском мон-ре в Экертсдорфе. Лично полемисты не встречались. В переписке с Павлом Прусским, которую П. вел от имени еп. Онуфрия (Парусова), обсуждался вопрос о наличии (действовании) или отсутствии благодати у «еретиков». Павел Прусский, стоявший в ту пору на беспоповских позициях, считал, что благодати у «еретиков» нет, следов., у них не может осуществляться таинство хиротонии, а значит, рукоположение, совершаемое в послениконовское время в Русской и Греческой Церквах, недействительно. Отвечая на вопрос, сходит ли благодать Св. Духа при «еретической» хиротонии, П. развил свою теорию о видах благодати (см. в ст. Белокриницкая иерархия). Апологетические идеи П. получили законченный вид в обширном труде 1852-1854 гг. «Прение с безпоповцами о священстве» («Десять посланий к безпоповцам» - РГБ ОР. Ф. 247. № 225, 531, 857). После 1848 г. П. написал «Церковную историю» (Там же. Ф. 238. № 41). Под влиянием сочинений П. (в частности, «Краткого соображения, или Сличения, о разных религиях...») начетчик С. Семёнов в 1860 г. написал труд «Древлеправославное церковное изложение о принятии приходящих от ересей и опровержение учения безпоповцев о сем предмете» (Там же. Ф. 247. № 114, 112; ОРиРК БАН. Ф. 75. № 94), состоящий из большого числа выписок из текстов, относящихся к проблеме чиноприема инославных.
Со времени присоединения митр. Амвросия к старообрядчеству все его адм. распоряжения, равно как и распоряжения его преемника митр. Кирила (Тимофеева), совершались при непосредственном участии П. В течение почти 15 лет после поселения П. в Белокриницком мон-ре он стоял за всеми ключевыми адм. решениями, будь то иерархические или хозяйственные дела. П. готовил офиц. документы: послания, обращения, извещения, грамоты. Для поставления наместника Белокриницкого митрополита была создана особая кафедра о-ва Майнос (Турция), на которую 6 янв. 1847 г. был хиротонисан избранный по жребию Кирил (Тимофеев). При участии П. 24 авг. 1847 г. состоялось рукоположение на Славскую кафедру Аркадия (Дорофеева), 1-го старообрядческого архиерея за пределами Австрии (с. Слава (ныне Слава-Русэ, Румыния) принадлежало Турции). П. в Белокриницком мон-ре руководил строительством, занимался приобретением церковных принадлежностей, книг, недвижимости. На нем лежали контакты с австр. властями, переписка с влиятельными российскими старообрядцами, дела, связанные с духовным судом. В 1847 г., после ареста Геронтия (Колпакова), П. совершил поездку в Москву, чтобы добиться его освобождения, но сделать это было невозможно.
В 1848 г. под давлением российских властей по распоряжению австр. министра иностранных дел К. Меттерниха митр. Амвросий отправился в ссылку в г. Цилли (ныне Целе, Словения), Белокриницкий мон-рь был временно закрыт. В марте 1848 г. для обследования мон-ря прибыла комиссия, состоявшая из чиновников г. Черновцы. Благодаря тому обстоятельству, что у П. были налажены с ними деловые связи, итог работы комиссии был для старообрядцев самым благоприятным: мн. насельникам, а также еп. Кирилу, буд. митрополиту, было разрешено остаться в мон-ре, хотя формально он был объявлен закрытым. Вскоре здесь были поставлены новые архиереи: Онуфрий (Парусов) Браиловский, Софроний (Жиров) Симбирский (для старообрядцев России), в 1850 г.- Алимпий (Вепринцев) Тульчинский. Славская епископия была преобразована в архиепископию. Летом 1849 и в 1850 г. П. совершил 2 поездки в Цилли к митр. Амвросию, первую - вместе с иноком Алимпием, вторую - с еп. Онуфрием. В дек. 1851 г. в сан архимандрита Белокриницкого мон-ря был возведен Аркадий (Иванов), впоследствии архиеп. Васлуйский. П. подготовил «соборный акт» о выборе архимандрита, подписанный всей братией. При непосредственном участии П. 3 февр. 1853 г. в сан архиепископа был возведен Антоний (Шутов) и учреждена Владимирская архиепископия, для которой П. написал устав. (Знакомство П. и Антония произошло в 1851, оно описано Арсением (Швецовым) в очерке «Жизнь и подвиги Антония, старообрядческого архиепископа Московского и Владимирского» - Арсений (Швецов), еп. Собр. соч. М.; Ржев, 2010. Т. 2. С. 208-210.) В сент. 1853 г. грамотой, составленной П., за подписью митр. Кирила был учрежден Ясский экзархат (Субботин. 1899. Вып. 2. С. 295-396).
Во 2-й пол. 1853 г. в Белой Кринице П. приступил к подготовке документов для суда над еп. Софронием (Жировым), к-рый не подчинился архиеп. Антонию (Шутову) и учинил раздор. В ответ на обвинения со стороны Софрония, высказанные в его адрес, П. подготовил «Объяснение от недостойного и. Павла на объявленные мне клеветы в доносе епископа Софрония, полученные в митрополии сего 1853 года в июле месяце». Следующим документом было «Изложение», в к-ром содержался разбор обвинений, выдвинутых Софронием против архиеп. Антония. Оно было написано П. от имени митр. Кирила и состояло из 30 статей (Там же. С. 464-509). Софроний уклонился от суда и предпринял попытку создать собственную иерархию. Из-за смерти П. суд над Софронием не был доведен до окончательного решения.
В 2004 г. П. был канонизирован РПСЦ в лике преподобных как местночтимый святой С.-Петербургской и Тверской епархии. В сент. 2006 г. на Освященном соборе в Белой Кринице было утверждено почитание иноков П. и Алимпия как местночтимых святых. В 2007 г. на родине П. в присутствии старообрядческого Московского и всея Руси митр. Корнилия (Титова) был установлен поклонный крест. В окт. 2009 г. решением Освященного собора РПСЦ было утверждено общероссийское почитание иноков П. и Алимпия, их память празднуется в день преставления П.- 5 мая (ст. ст.).